Отчет о проведения стратегической экспертной сессии (форсайта) «Направления стратегического развития города Нерчинск»

Отчет

о проведения стратегической экспертной сессии (форсайта)

«Направления стратегического развития города Нерчинск»

 

Содержание отчета

 

Наименование раздела

№ стр.

  1. Место и время проведения форсайта

2

  1. Цель форсайта

2

  1. Методика проведения форсайта

2

  1. Состав участников форсайта

2

  1. Определение объекта форсайта

2

  1. Уникальности объекта

4

  1. Дефициты объекта

5

  1. Субъекты, оказывающие влияние на стратегическое развитие города Нерчинска

6

  1. Тренды, выявленные участниками в ходе форсайта

6

  1. Угрозы субъектам в ходе реализации трендов

7

  1. Возможности субъектов в ходе реализации трендов

9

  1. Инструменты нейтрализации угроз: политики, форматы и технологии

11

  1. Инструменты развития возможностей: политики, форматы и технологии

13

  1. Наиболее важные с точки зрения участников форсайта угрозы и возможности

15

  1. Перспективные точки роста, выявленные в ходе анализа угроз, возможностей, предложенных политик, форматов и технологий

16

  1. Зафиксированный образ будущего города Нерчинск

17

  1. Перечень проектов, программ и иной активности, предлагаемый участниками форсайта

18

  1. Рекомендации по дальнейшей организации работы:

22

  1. Рекомендации по организации проведения форсайта:

23

  1. Данные составителя отчета

23

 

 

 

  1. Место и время проведения форсайта

Форсайт-сессия для Администрации города Нерчинска, представителей бизнес-сообществ, некоммерческих организаций, активной общественности города стратегической экспертной сессии (форсайта) «Направления стратегического развития города Нерчинск» проведена 26 и 27 апреля 2019 года в читальном зале Нерчинской районной библиотеки по адресу г. Нерчинск, улица Погодаева, д. 101.

 

  1. Цель форсайта

Спроектировать приоритетные направления развития, определить возможные угрозы и потенциал развития города Нерчинск.

 

  1. Методика проведения форсайта

Rapid Foresight – адаптированная под задачи стратегического развития города Нерчинска версия форсайт-методики, разработанная автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», созданной Правительством Российской Федерации, применяемая Центром развития регионов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) для стимулирования регионального социально-экономического развития.

 

  1. Состав участников форсайта

Группа состояла из 26 человек и работала переменным составом: 26 апреля в 4 группах и 27 апреля в 3 группах с представлением промежуточных и итоговых результатов работы[1].

 

  1. Определение объекта форсайта

Участниками сформировано понятие объекта в рамках Форсайта:

Город Нерчинск: сфера общественных отношений, сконцентрированная в сообществах, организациях, проявляющаяся на территории города Нерчинска в период времени
 до 9 лет.

Участниками выделены границы объекта:

1. Социальные:

  • образовательные учреждения города: техникум, ДЮСШ, ЦДТ, детский сад;
  • потребители образовательных услуг (дети дошкольного возраста, школьники, студенты);
  • сеть государственных и муниципальных учреждений культуры (музей, библиотека), здравоохранения (центральная района больница)
  • мужской хор;
  • врачи;
  • пенсионеры: ветераны, дети войны, общество инвалидов;
  • сфера туризма;
  • церковь, Нерчинская епархия;
  • волонтерское движение (волонтерский отряд в техникуме им. А.Данилова);
  • десантники;
  • учителя;
  • студенты;
  • общественная организация «Академия огородных наук»;
  • общественная организация «Ветеран»;
  • общественная организация «Дети войны»;
  • общественная организация женский клуб «Родник»;
  • общественная организация союз добровольцев, отряд «Эхо»;
  • общественная казачья организация;
  • общественная организация  куб «ЗОЖ»;
  • поэтическая организация «Полет души»;
  • общественная организация инвалидов;
  • общественная организация отряд «Искатель».

 

2. Пространственные: территория города Нерчинска и Нерчинского района

Участники выделили такие объекты, как:

- Библиотечный бульвар;

- микрорайоны «ДСУ», «ДОС», «Стахатка», «Завод», «Студгородок», «Аэропорт», «Нефтебаза», «Надежда, «Читводы», «Каштак (Еврейское кладбище)», «Заготзерно», «Сибирский», «Ленинский», «Птицемаш»;

- район оптовых баз;

- сад Даурского Версаля;

- стадион;

- Березовая роща;

- набережная реки Нерчи, офицерский пляж;

- центральная площадь города;

- свалки;

- исторический центр;

- дачные общества «Рассвет», «Родник»;

- Аллея любви;

- кинотеатр.

 

3. Временные: в горизонте до 9 лет (с делением на 3 периода по три года).

Следует отметить, что группами указаны:

1) как отдельные формализованные местные сообщества и государственные и муниципальные организации, так и неформальные объединения граждан, для которых востребованы такие формы поддержки как финансовая в виде субсидий (грантов), имущественная, консультационная, информационная, образовательная,

 2) места, выходящие за  территорию муниципального образования, что говорит о необходимости инициации и реализации межмуниципальных проектов развития территории.

3) указанный временной горизонт соответствует периоду стратегического планирования, соответственно для муниципального образования станет востребован документ стратегического планирования.

 

  1. Уникальности объекта

Под уникальностями объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, выгодно отличающие объект в настоящее время и ближайшей перспективе от аналогичных объектов (муниципальных образований).

Участниками определены уникальности объекта, г. Нерчинск:

  • уникальная нация, гура́ны;
  • талантливые люди;
  • горожане;
  • патриоты своего края;
  • богатство и красота ландшафта территории: сопки, реки, тайга;
  • хорошая экология;
  • уникальность климатических условий (360 солнечных дней в году);
  • Нерчинск - первая столица Забайкальского округа;
  • наличие полезные ископаемых золото и серебро (Нерчинское месторождение);
  • наличие минеральных источников в районе;
  • Сад Даурского Версаля;
  • тюрьмы;
  • сквер советского периода;
  • река Нерча;
  • в городе и районе хорошие дороги;
  • 150 памятников историко-культурного значения;
  • Нерчинск – место подписания первого мирного договора между Россией и Китаем;
  • Краеведческий музей, расположенный в Бутинском дворце;
  • Знаменитые французские зеркала и Витраж в музее «Архангел Михаил поражает дьявола» (1878 г.) в Бутинском дворце;
  • Свято-Воскресенский собор;
  • Усадьба купца Колобовникова;
  • Нерчинск расположен на чайном и великом шелковом путях;
  • Нерчинск – культурная столица Забайкалья.

По всем перечисленным пунктам группа пришла к консолидированному мнению, на основании чего они вошли в число уникальностей объекта.

 

  1. Дефициты объекта

Под дефицитами объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, отсутствующие у объекта в настоящее время, или в ближайшем будущем, но присутствующие у аналогичных объектов (муниципальных образований), или заявленные как желаемое состояние объекта.

Участниками определены дефициты объекта:

  • отсутствие в городе газопровода;
  • в городе имеется аэропорт, но отсутствует воздушное сообщение;
  • низкое качество услуг ЖКХ;
  • нехватка детских садов;
  • недостаточно пассажирского транспорта, особенно в выходные дни;
  • дефицит детских игровых площадок;
  • устаревший жилищный фонд;
  • дефицит рабочих мест;
  • отсутствие досуговый центра;
  • отсутствие в городе детских развлекательных центров и аттракционов;
  • река Нерча ранее была судоходной, сейчас – нет;
  • нет производства, заводов, градообразующего предприятия;
  • дефицит настоящих мужчин;
  • отсутствует молодежный центр;
  • дефицит чистоты, дворников;
  • отсутствие очистных сооружений;
  • отсутствие спортивного комплекса;
  • отсутствие общественной бани;
  • недостаточно жителей;
  • отсутствие ипподрома;
  • отсутствие современных объектов коммунальной инфраструктуры;
  • недостаточное финансирование;
  • отсутствие бассейна;
  • низкий уровень гостиничного бизнеса;
  • отсутствие узких специалистов в медицине;
  • не все дороги в городе заасфальтированы;
  • нет чистой воды, низкое качество водопроводной;
  • отсутствие возможностей для реализации своих идей, самореализации населения.

 

 

  1. Субъекты, оказывающие влияние на развитие города Нерчинска

Под субъектами, оказывающими влияние на развитие города Нерчинска в рамках форсайта понимаются заинтересованные лица, акторы, имеющие независимую позицию и готовые действовать в развитии города для реализации своих интересов

Участниками выделены субъекты, оказывающие влияние на развитие объекта:  

- Администрация города и района;

- учреждения культуры и образования (школы, сады, клубы, ЦРБ);

- медицинские учреждения;

- общественные организации;

- Совет депутатов;

- Музей;

- НОК «Развитие»;

- волонтерские организации и объединения;

- инициативные граждане города;

- Совет предпринимателей;

- Академия огородных наук;

- работники культурной сферы;

- зам. директора Нерчинского краеведческого музея по науке Литвинцев А.Ю.;

- лица, освобождающиеся из ИК;

- представители молодежной группировки АУЕ;

- вандалы;

- АО «Забтэк»

Четыре последних субъекта были выделены группой в качестве оппонентов, т.е. субъектов, оказывающих или способных оказывать негативное влияние на развитие города.

 

  1. Тренды, выявленные участниками в ходе форсайта

Под трендом в рамках форсайта понимается объективный, продолжительный,  устойчивый процесс, тенденция, сложившаяся к настоящему времени независимо от субъектов.

Участниками определены тренды, оказывающие влияние на развитие объекта, которые приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.  Тренды, оказывающие влияние на развитие города Нерчинска

Название тренда

Описание тренда

Горизонт тренда

 1. Демография

Уменьшение численности населения города за счет миграционных потоков, спада рождаемости

до 9 лет

2. Образование

Повышение доступности образования, рост уровня образованности населения, рост интереса к здоровому образу жизни

до 9 лет

3.Научно-технический прогресс

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций, увеличение доли цифровых продуктов

до 9 лет

4. Виртуальность

Увеличение объема информации, накапливающийся в информационных сетях, увеличение числа виртуальных социальных контактов

до 9 лет

 

В процессе форсайта было выявлено 4 тренда, с которыми были согласны все представители группы. По мнению участников, данные тренды сохранят свою актуальность на протяжении 9 лет, что подчеркивает их долгосрочный характер и закладывает основу для характеристики внешней среды при разработке стратегического документа развития города Нерчинска.

 

  1. Угрозы субъектам в ходе реализации трендов

Под угрозами для субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, ведущее к материальным, социальным и иным потерям для субъекта вплоть до полного его разрушения.

Участники обсудили угрозы для субъектов и определили временные интервалы (таблица 2).

 

Таблица 2.  Угрозы для субъектов в ходе реализации трендов развития города Нерчинска

Тренд

Субъект

Угрозы субъекту от тренда

1-3 года

4-6 лет

7-9 лет

Демография

Городская Администрация

Сокращение возможностей бюджета

 

 

Образовательные  учреждения

Сокращение рабочих мест за счет сокращения рождаемости и потребности в данных услугах

 

 

+

Образование

Бизнес

Образованный и информированный потребитель более требователен к качеству товаров и способам приобретения. Предприниматели не смогут конкурировать с интернет магазинами, обанкротятся

+

 

 

Учреждения здравоохранения

Образованное и информированное общество начинает заниматься самолечением, снижается востребованность медицинских услуг, с другой стороны общество предъявляет более высокие требования к работе учреждений и качеству услуг

 

 +

 

Население города

Невостребованность образованных специалистов в системе занятости города

 

+

 

Учреждения образования

Сокращение штата в связи с развитием дистанционного образования

 

 

+

 

 

 

 

 

Научно-технический прогресс

Дети

Современная техника создает угрозу двигательным действиям и физическому развитию детей

 

 

Индивидуальные предприниматели

Не выдерживают конкуренцию с крупными сетями, закрывают бизнес[2]

 

+

 

Учителя образовательных учреждений

Онлайн бучение может оставить обслуживающий и вспомогательный персонал без работы

 

 

+

Наемные рабочие

Появление робототехники ведет к сокращению рабочих мест на производстве

 

 

+

Сотрудники музея, библиотеки, госучреждений

Развитие интернет-услуг ведет к сокращению рабочих мест

 

 

+

 

Население города

Сокращение рабочих мест

 

 

+

Виртуальность

Население

Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья

+

 

 

Учреждения здравоохранения

Онлайн-консультации и диагностики ведут к сокращению поликлинической службы и безработице в данной сфере

+

 

 

Малообразованные жители города

Малообразованные жители, не владеющие технологиями виртуального общения оказались выкинутыми из общения, что способствует одиночеству. С развитием информатизации ограничиваются возможности этих людей

 

+

 

 

В совокупности угрозы при осуществлении трендов, по мнению участников, наносят ущерб всем секторам общества во всех горизонтах планирования: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.

 

  1. Возможности субъектов в ходе реализации трендов  

Под возможностямидля субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, реализация которого дает значительную выгоду.

Участники обсудили возможности для субъектов и определили временные интервалы (таблица 3).

 

Таблица 3.  Возможности для субъектов в ходе реализации трендов в развитии города Нерчинска 

Тренд

Субъект

Возможности субъекту от тренда

1-3 года

4-6 лет

7-9 лет

Демография

Администрация городского поселения

Сокращение расходов бюджета. Меньше населения, меньше проблем с жильем, детскими садами, школами.

 

 

+

Образование

Население

Повышение уровня культуры всех жителей города, посещение учреждений культуры, увеличение количества волонтеров, инициативных групп, общественных организаций.

+

 

 

Государственные и муниципальные учреждения, бизнес

Рост востребованности продуктов культуры, здравоохранения, образования, усиление внимания к здоровому образу жизни, увеличение продолжительности жизни, трудоустройство, повышение качества жизни

 

+

 

Предприниматели

Увеличение доходов за счет востребованности новых товаров и услуг для осуществления здорового образа жизни

 

+

 

Научно-технический прогресс

Нерчинский краеведческий музей«Бутинский дворец»

С появлением интернет-экскурсий сети мировых музеев, возникает возможность выйти на всероссийский уровень.

+

 

 

 

Предприниматели

Сокращение затрат и увеличение доходов.

 

+

 

 

Жители

Возможность удовлетворения потребностей, улучшение качества жизни и здоровья.

Развитие туризма. Расширение услуг. Возможность получения заочного и дистанционного образования. Квалифицированные кадры.

 

+

 

 

Администрация города

Возможность оказывать административные услуги с использованием цифровых технологий.

 

+

 

 

Образовательные учреждения

Повышение качества образования за счет использования новых технологий, аппаратуры.

 

+

 

 

Администрация города, ИП

Уменьшение рабочих мест, уменьшение расходов на заработную плату и прочие выплаты.

 

 

+

Виртуальность

Администрация, жители, бизнес, муниципальные учреждения

Хорошая коммуникативная связь, расширение связи, ассортимента, новизны

+

 

 

Население города

Общение, связи, обмен технологиями

+

 

 

 

Основные возможности администрации города, муниципальным учреждениями, бизнесу и жителям города, по мнению участников, создают такие тренды, как: «Научно-технический прогресс», «Образование»и «Виртуальность». Тренд «Демография» создает, по мнению участников, возможность только для одного субъекта «Администрации городского поселения» и связана с экономией бюджетных средств.

Отнесение участниками возможностей ко всем горизонтам планирования позволяет сделать вывод об ожидании общественностью стратегического подхода к развитию города и осуществлению администрацией города практических шагов по развитию города уже в ближайшее время, а выделение группой субъектов влияния, показывает готовность активного включения участников в данный процесс.

 

  1. Инструменты нейтрализации угроз: политики, форматы и технологии

Для обсуждения управленческих инструментов нейтрализации угроз в ходе форсайта применялись термины «Политика», «Формат», «Технология».

Под политикой в целях форсайта понимается регламентированный способ социального взаимодействия, основанный на нормах права и выраженный в принятии различных нормативных правовых, распорядительных и регламентирующих документов.

Под форматом в целях форсайта понимается устойчивый, сложившийся исторически, традиционный, но не регулируемый нормами права способ социального взаимодействия, основанный на общественно-культурных ценностях, обычаях, традициях.

Под технологией в целях форсайта понимается отделимый от субъектов способ осуществления изменений, основанный на достижениях науки и техники.

Участниками определены инструменты нейтрализации угроз (таблица 4).

 

Таблица 4. Инструменты нейтрализации угроз

Политики

Горизонт управления

Форматы

Горизонт управления

Технологии

Горизонт управления

Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья, одиночество (субъект - население)

Постановление Правительства края о развитии здорового образа жизни.

1-3

 

 

 

Создание дворовых команд игры в футбол и лапту

1-3

 

Создание единого городского портала

1-3

Строительство спортивных объектов (бассейн, детские спортивные площадки, воркауты).

1-3

Курсы  «Общественный тренер» для внештатных сотрудников, инициативных граждан)

1-3

Организация создания граффити с социальной рекламой (не кури, не ей, занимайся спортом).

1-3

Работа клубов по общественным интересам (объединение по интересам, по ЗОЖ, волонтерская деятельность самодеятельное творчество)

 

1-3

Обучение проектной деятельности (гранты)

1-3

Муниципальная программа по созданию детских площадок и уличных тренажеров, комфортных придомовых зон отдыха.

1-3

Распоряжение района о проведении досуговых мероприятий, привлечение разновозрастных групп населения.

1-3

Организация палаточного семейного лагеря или «семейной поляны»

 

1-3

 

Проведение мастер-классов, обмен информацией

1-3

Положение (постановление) Администрации района об организации культурно-массовых и спортивных мероприятий.

1-3

Приказы работодателей об обязательной сдаче нормативов ГТО всеми работниками с учетом медицинских показаний.

1-3

Организация свободных зон wi-fi

1-3

Флэш-мобы и зарядка на городских площадях

1-3

Сокращение рабочих мест (субъект - население)

Распоряжение Администрации района по обучению бизнесу для поиска новых возможностей заработка

 

1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Создание технологий изготовления уникального конкурентоспособного продукта

4-6

Постановление Администрации района о создании центра взаимодействия предпринимателей по гарантированному устройству и обмену кадрами.

4-6

Обучение технологиям стратегического планирования

4-6

Распоряжение Правительства края о гарантиях высвобождаемым работникам (обеспечение другой работой либо социальные гарантии на определенный период, обеспечение материальной помощью)

4-6

Технологии улучшения качества продуктов (эксперименты, исследования)

7-9

Распоряжение Администрации края о строительстве инфраструктуры, мостов, дорог, соц. объектов

7-9

Поиск работы через Интернет. Создание городской цифровой площадки для поиска работы и работников

4-6

 

Для эффективной реализации инструментов нейтрализации угрозы участники определяют все периоды. В краткосрочный период ими предлагается создание Распоряжения Администрации района по организации обучения жителей  бизнесу для поиска новых возможностей заработка. В среднесрочной перспективе группа видит создание нормативных актов, защищающих высвобождаемых работников и гарантирующих им помощь в поиске новой работы и материальную поддержку на данный период.

В долгосрочной перспективе группе хотелось бы видеть строительство социальных объектов.

Таким образом, решения по нейтрализации выявленных ключевых угроз в основном требуют немедленных действий. Так как в большинстве своем лежат в краткосрочной перспективе.

 

  1. Инструменты развития возможностей: политики, форматы и технологии

Для обсуждения управленческих инструментов развития возможностей в ходе форсайта применялись термин

Городское поселение «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район»
16 октября 2019 года
Комментарии (0)


Вы можете оставлять комментарии, зарегистрировавшись зарегистрировавшись на нашем сайте.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
  • Неофициальный сайт Нерчинска
  • Сайт прокуратуры Нерчинского района
  • Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
  • Нерчинский районный суд
  • сайт МБОУ СОШ № 9 г. Нерчинск
  • Сервер органов государственной власти России
  • Сайт управления образования