Читинская межрайонная природоохранная прокуратура информирует: О состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Забайкальского края в 2018 году
Читинская межрайонная природоохранная прокуратура информирует:
О состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Забайкальского края в 2018 году
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2017 № 11-ш с 05.06.2017 образована приравненная к прокуратуре субъекта Российской Федерации Амурская бассейновая природоохранная прокуратура в целях осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду в бассейне реки Амур.
На территории Забайкальского края 26 муниципальных районов территориально входят в границы Амурского бассейна.
В 2018 году Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой выявлено более 6 тысяч нарушений законов. Каждое пятое нарушение выявлено Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Основными направлениями надзора природоохранной прокуратуры являются сферы водного, лесного, земельного законодательства, об охране атмосферного воздуха, недр, почв, водных объектов, животного мира, о лесопользовании, о пожарной безопасности в лесах, об обращении с отходами, об особо охраняемых природных территориях, о рыболовстве, водных биоресурсах и аквакультуре, об экологической экспертизе, о противодействии коррупции, а также за законностью нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования и пр.
Ведется работа в целях предотвращения принятия противоречащих федеральному законодательству региональных и муниципальных правовых актов. Дается оценка законности нормативных правовых актов и их проектов. Из изученных 594 проектов региональных и муниципальных актов 137 не соответствовало требованиям закона, о чем информированы разработчики проектов.
На территории края остается достаточно сложной ситуация с размещением (хранением и захоронением) отходов. Не построено ни одного полигона твердых коммунальных отходов, который бы отвечал требованиям природоохранного законодательства. Деятельность органов местного самоуправления в данной области сводится лишь к размещению мусора и отходов на так называемых «санкционированных свалках» в районах края. При этом отходы размещаются непосредственно на почву – «навалом», что не отвечает требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В 2018 году прокуратурой проведены проверки исполнения законодательства об отходах поднадзорными контролирующими органами, органами власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. По итогам проверок в Забайкальском крае выявлено 174 нарушения законодательства об отходах, об устранении которых внесено 44 представления, 32 лица привлечено к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 7 административных исковых заявлений. По протестам прокурора отменено 19 нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселений. За нарушения законодательства в сфере обращения с отходами 5 лиц привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, ситуация по-прежнему остается напряженной.
В силу п. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе ТКО, Забайкальского края в 2016 году разработана, согласована в установленном порядке Росприроднадзором и утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 10.11.2016 № 425. Реализацию территориальной схемы с 2019 года надлежало осуществлять назначенному региональному оператору – ООО «Олерон+».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 12.12.2018 №500 «О некоторых вопросах территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Забайкальского края» указанное Постановление № 425 признано утратившим силу, территориальная схема отменена.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2019, несмотря на законодательно возложенную на региональные власти обязанность приступить к реализации в полном объеме предусмотренной Законом № 89-ФЗ новой территориальной схемы обращения с отходами, на территории Забайкальского края территориальная схема обращения с отходами отсутствует, тариф на услугу регионального оператора не установлен и региональный оператор не имеет возможности оказывать такую услугу населению.
Для региона продолжают оставаться актуальными проблемы сброса в водные объекты сточных вод без надлежащей очистки. Объем сточных вод, требующих очистки, составляет около 72,51 млн. куб. м. На долю крупных предприятий энергетики и недропользования приходится около 90% от общего объема сброса загрязненных сточных вод при соблюдении установленных нормативов допустимых сбросов, предприятий жилищно-коммунального хозяйства – 4,7%, теплоэнергетики – 0,6%, сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности – 1,5%, остальных отраслей – 3,3 %.
Всего в Амурском бассейне по Забайкальскому краю очистные сооружения перед сбросом в поверхностные водные объекты имеют 54 предприятия, из них 36 предприятий золотодобычи.
Все предприятия-загрязнители находятся на контроле прокуратуры. В их деятельности выявлено 200 нарушений законодательства об охране вод, в целях их устранения внесено 22 представления, в суд направлено 9 административных исковых заявлений, которые удовлетворены. По протестам прокурора отменено 73 незаконных правовых акта. По постановлениям прокурора к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны вод привлечено 10 лиц.
Продолжается работа по проведению проверок с целью оценки полноты принятых мер по организации надлежащего водоотведения, в том числе в границах поселений, наличия очистных сооружений, а также в отношении организаций, осуществляющих водоотведение.
Ситуация с качеством атмосферного воздуха на территории Забайкальского края, в том числе в городском округе «Город Чита», остается неудовлетворительной и требует незамедлительных действий, в том числе со стороны органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Забайкальского края. Веществами, определяющими высокий уровень загрязнения атмосферы, являются бенз(а)пирен, пыль (взвешенные частицы), диоксид азота, формальдегид и фенол.
В ходе надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха Читинским межрайонным природоохранным прокурором пресекаются факты бездействия органов местного самоуправления в сфере охраны атмосферного воздуха. Всего в 2018 году в данной сфере выявлено 94 нарушения, об их устранении внесено 32 представления, 30 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Объявлено 2 предостережения. По постановлениям прокурора 14 лиц привлечено к административной ответственности.
Забайкальский край является одним из самых горимых лесных регионов. Всего в 2018 году зарегистрировано 807 лесных пожаров, площадь, пройденная огнём, составила 367,7 тыс. га.
В ходе надзора за исполнением законодательства об охране лесов и защите населенных пунктов от природных пожаров в 2018 году Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 134 нарушения, внесено 26 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 15 лиц. По постановлениям прокуроров к административной отнесенности привлечено 5 лиц, о недопустимости нарушения закона предостережено 38 лиц, в суд направлено 12 заявлений, принесено 19 протестов. В ходе прокурорских проверок выявлена неполная готовность уполномоченных органов всех уровней, учреждений и лесопользователей к началу пожароопасного сезона.
Ухудшение пожароопасной ситуации в регионе стало возможным, в том числе, ввиду отсутствия надлежащего контроля субъектов пожаротушения за соблюдением запрета на посещение лесов, разведение костров, поджигание сухой травы, недостаточности проведения среди населения пропаганды пожарной безопасности, организации патрулирования по установленным маршрутам.
Важным направлением надзора является исполнение законодательства о недрах. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 110 нарушений в этой сфере, внесено 54 представления, привлечено к дисциплинарной ответственности 35 лиц, принесен 1 протест, привлечено к административной ответственности 3 лица.
На территории Забайкальского края в настоящее время реализуется Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 28.10.2013 года № 465, ответственным исполнителем которой является Министерство природных ресурсов Забайкальского края. Программа включает в себя подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, геологическое изучение недр», предусматривающую мероприятия по геологическому изучению недр, воспроизводству минерально-сырьевой базы и рациональному использования недр. Исполнение программных мероприятий находится на контроле прокуратуры.
Информируя об изложенном, Читинская межрайонная природоохранная прокуратура предлагает учитывать указанную информацию как в целях профилактики совершения правонарушений, так и в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении органами местного самоуправления возложенных федеральным законодательством полномочий, в том числе при решении вопросов местного значения.
18.02.2019
Вы можете оставлять комментарии, зарегистрировавшись зарегистрировавшись на нашем сайте.