Могочинский транспортный прокурор, разъясняет: Правительством Российской Федерации утверждены новые правила исчисления среднего заработка
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 утверждены новые Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
По общему правилу средний заработок рассчитывается за 3 календарных месяца, предшествующих календарному месяцу перед месяцем увольнения.
Но в тех случаях, когда работник находился на больничном, и его доход оказался ниже доходов в другие периоды трудовой деятельности, расчетный период будет сдвигаться с интервалом в 1 месяц. Смещение возможно в пределах 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения. Если у работника отсутствуют 3 полностью отработанных месяцев в пределах года, для расчета будут приняты 1 или 2 таких месяца.
Средний заработок исчисляется органами службы занятости путем деления суммы дохода гражданина за расчетный период или период, используемый в качестве расчетного, на количество месяцев в соответствующем периоде.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, предусмотренные пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Ранее при его расчете применялись данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ не соответствует Конституции РФ и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование в кратчайшие сроки.
Впредь до этого применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат. Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере) и достижением определенных результатов труда.
Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
Конституционным Судом установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
1. Об освобождении от государственной пошлины участников СВО.
Федеральным законом от 29.05.2023 № 187-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено освобождение от госпошлины за выдачу паспорта гражданина РФ, национального водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность для лиц, принимающих (принимавших) участие в СВО.
Данная мера распространяется на следующих лиц:
- военнослужащих, в том числе призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;
- имеющих специальные звания полиции, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
- сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации;
- заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации);
- относящихся к ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".