Отчет
о проведения стратегической экспертной сессии (форсайта)
«Направления стратегического развития города Нерчинск»
Содержание отчета
Наименование раздела |
№ стр. |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
6 |
|
7 |
|
9 |
|
11 |
|
13 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
22 |
|
23 |
|
23 |
Форсайт-сессия для Администрации города Нерчинска, представителей бизнес-сообществ, некоммерческих организаций, активной общественности города стратегической экспертной сессии (форсайта) «Направления стратегического развития города Нерчинск» проведена 26 и 27 апреля 2019 года в читальном зале Нерчинской районной библиотеки по адресу г. Нерчинск, улица Погодаева, д. 101.
Спроектировать приоритетные направления развития, определить возможные угрозы и потенциал развития города Нерчинск.
Rapid Foresight – адаптированная под задачи стратегического развития города Нерчинска версия форсайт-методики, разработанная автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», созданной Правительством Российской Федерации, применяемая Центром развития регионов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) для стимулирования регионального социально-экономического развития.
Группа состояла из 26 человек и работала переменным составом: 26 апреля в 4 группах и 27 апреля в 3 группах с представлением промежуточных и итоговых результатов работы[1].
Участниками сформировано понятие объекта в рамках Форсайта:
Город Нерчинск: сфера общественных отношений, сконцентрированная в сообществах, организациях, проявляющаяся на территории города Нерчинска в период времени
до 9 лет.
Участниками выделены границы объекта:
1. Социальные:
2. Пространственные: территория города Нерчинска и Нерчинского района
Участники выделили такие объекты, как:
- Библиотечный бульвар;
- микрорайоны «ДСУ», «ДОС», «Стахатка», «Завод», «Студгородок», «Аэропорт», «Нефтебаза», «Надежда, «Читводы», «Каштак (Еврейское кладбище)», «Заготзерно», «Сибирский», «Ленинский», «Птицемаш»;
- район оптовых баз;
- сад Даурского Версаля;
- стадион;
- Березовая роща;
- набережная реки Нерчи, офицерский пляж;
- центральная площадь города;
- свалки;
- исторический центр;
- дачные общества «Рассвет», «Родник»;
- Аллея любви;
- кинотеатр.
3. Временные: в горизонте до 9 лет (с делением на 3 периода по три года).
Следует отметить, что группами указаны:
1) как отдельные формализованные местные сообщества и государственные и муниципальные организации, так и неформальные объединения граждан, для которых востребованы такие формы поддержки как финансовая в виде субсидий (грантов), имущественная, консультационная, информационная, образовательная,
2) места, выходящие за территорию муниципального образования, что говорит о необходимости инициации и реализации межмуниципальных проектов развития территории.
3) указанный временной горизонт соответствует периоду стратегического планирования, соответственно для муниципального образования станет востребован документ стратегического планирования.
Под уникальностями объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, выгодно отличающие объект в настоящее время и ближайшей перспективе от аналогичных объектов (муниципальных образований).
Участниками определены уникальности объекта, г. Нерчинск:
По всем перечисленным пунктам группа пришла к консолидированному мнению, на основании чего они вошли в число уникальностей объекта.
Под дефицитами объекта в рамках форсайта понимаются значимые характеристики, отсутствующие у объекта в настоящее время, или в ближайшем будущем, но присутствующие у аналогичных объектов (муниципальных образований), или заявленные как желаемое состояние объекта.
Участниками определены дефициты объекта:
Под субъектами, оказывающими влияние на развитие города Нерчинска в рамках форсайта понимаются заинтересованные лица, акторы, имеющие независимую позицию и готовые действовать в развитии города для реализации своих интересов
Участниками выделены субъекты, оказывающие влияние на развитие объекта:
- Администрация города и района;
- учреждения культуры и образования (школы, сады, клубы, ЦРБ);
- медицинские учреждения;
- общественные организации;
- Совет депутатов;
- Музей;
- НОК «Развитие»;
- волонтерские организации и объединения;
- инициативные граждане города;
- Совет предпринимателей;
- Академия огородных наук;
- работники культурной сферы;
- зам. директора Нерчинского краеведческого музея по науке Литвинцев А.Ю.;
- лица, освобождающиеся из ИК;
- представители молодежной группировки АУЕ;
- вандалы;
- АО «Забтэк»
Четыре последних субъекта были выделены группой в качестве оппонентов, т.е. субъектов, оказывающих или способных оказывать негативное влияние на развитие города.
Под трендом в рамках форсайта понимается объективный, продолжительный, устойчивый процесс, тенденция, сложившаяся к настоящему времени независимо от субъектов.
Участниками определены тренды, оказывающие влияние на развитие объекта, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1. Тренды, оказывающие влияние на развитие города Нерчинска
Название тренда |
Описание тренда |
Горизонт тренда |
1. Демография |
Уменьшение численности населения города за счет миграционных потоков, спада рождаемости |
до 9 лет |
2. Образование |
Повышение доступности образования, рост уровня образованности населения, рост интереса к здоровому образу жизни |
до 9 лет |
3.Научно-технический прогресс |
Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций, увеличение доли цифровых продуктов |
до 9 лет |
4. Виртуальность |
Увеличение объема информации, накапливающийся в информационных сетях, увеличение числа виртуальных социальных контактов |
до 9 лет |
В процессе форсайта было выявлено 4 тренда, с которыми были согласны все представители группы. По мнению участников, данные тренды сохранят свою актуальность на протяжении 9 лет, что подчеркивает их долгосрочный характер и закладывает основу для характеристики внешней среды при разработке стратегического документа развития города Нерчинска.
Под угрозами для субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, ведущее к материальным, социальным и иным потерям для субъекта вплоть до полного его разрушения.
Участники обсудили угрозы для субъектов и определили временные интервалы (таблица 2).
Таблица 2. Угрозы для субъектов в ходе реализации трендов развития города Нерчинска
Тренд |
Субъект |
Угрозы субъекту от тренда |
1-3 года |
4-6 лет |
7-9 лет |
Демография |
Городская Администрация |
Сокращение возможностей бюджета |
|
|
+ |
Образовательные учреждения |
Сокращение рабочих мест за счет сокращения рождаемости и потребности в данных услугах |
|
|
+ |
|
Образование |
Бизнес |
Образованный и информированный потребитель более требователен к качеству товаров и способам приобретения. Предприниматели не смогут конкурировать с интернет магазинами, обанкротятся |
+ |
|
|
Учреждения здравоохранения |
Образованное и информированное общество начинает заниматься самолечением, снижается востребованность медицинских услуг, с другой стороны общество предъявляет более высокие требования к работе учреждений и качеству услуг |
|
+ |
|
|
Население города |
Невостребованность образованных специалистов в системе занятости города |
|
+ |
|
|
Учреждения образования |
Сокращение штата в связи с развитием дистанционного образования |
|
|
+ |
|
Научно-технический прогресс |
Дети |
Современная техника создает угрозу двигательным действиям и физическому развитию детей |
+ |
|
|
Индивидуальные предприниматели |
Не выдерживают конкуренцию с крупными сетями, закрывают бизнес[2] |
|
+ |
|
|
Учителя образовательных учреждений |
Онлайн бучение может оставить обслуживающий и вспомогательный персонал без работы |
|
|
+ |
|
Наемные рабочие |
Появление робототехники ведет к сокращению рабочих мест на производстве |
|
|
+ |
|
Сотрудники музея, библиотеки, госучреждений |
Развитие интернет-услуг ведет к сокращению рабочих мест |
|
|
+ |
|
|
Население города |
Сокращение рабочих мест |
|
|
+ |
Виртуальность |
Население |
Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья |
+ |
|
|
Учреждения здравоохранения |
Онлайн-консультации и диагностики ведут к сокращению поликлинической службы и безработице в данной сфере |
+ |
|
|
|
Малообразованные жители города |
Малообразованные жители, не владеющие технологиями виртуального общения оказались выкинутыми из общения, что способствует одиночеству. С развитием информатизации ограничиваются возможности этих людей |
|
+ |
|
В совокупности угрозы при осуществлении трендов, по мнению участников, наносят ущерб всем секторам общества во всех горизонтах планирования: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.
Под возможностямидля субъектов в рамках форсайта понимается осуществление тренда, реализация которого дает значительную выгоду.
Участники обсудили возможности для субъектов и определили временные интервалы (таблица 3).
Таблица 3. Возможности для субъектов в ходе реализации трендов в развитии города Нерчинска
Тренд |
Субъект |
Возможности субъекту от тренда |
1-3 года |
4-6 лет |
7-9 лет |
Демография |
Администрация городского поселения |
Сокращение расходов бюджета. Меньше населения, меньше проблем с жильем, детскими садами, школами. |
|
|
+ |
Образование |
Население |
Повышение уровня культуры всех жителей города, посещение учреждений культуры, увеличение количества волонтеров, инициативных групп, общественных организаций. |
+ |
|
|
Государственные и муниципальные учреждения, бизнес |
Рост востребованности продуктов культуры, здравоохранения, образования, усиление внимания к здоровому образу жизни, увеличение продолжительности жизни, трудоустройство, повышение качества жизни |
|
+ |
|
|
Предприниматели |
Увеличение доходов за счет востребованности новых товаров и услуг для осуществления здорового образа жизни |
|
+ |
|
|
Научно-технический прогресс |
Нерчинский краеведческий музей«Бутинский дворец» |
С появлением интернет-экскурсий сети мировых музеев, возникает возможность выйти на всероссийский уровень. |
+ |
|
|
|
Предприниматели |
Сокращение затрат и увеличение доходов. |
|
+ |
|
|
Жители |
Возможность удовлетворения потребностей, улучшение качества жизни и здоровья. Развитие туризма. Расширение услуг. Возможность получения заочного и дистанционного образования. Квалифицированные кадры. |
|
+ |
|
|
Администрация города |
Возможность оказывать административные услуги с использованием цифровых технологий. |
|
+ |
|
|
Образовательные учреждения |
Повышение качества образования за счет использования новых технологий, аппаратуры. |
|
+ |
|
|
Администрация города, ИП |
Уменьшение рабочих мест, уменьшение расходов на заработную плату и прочие выплаты. |
|
|
+ |
Виртуальность |
Администрация, жители, бизнес, муниципальные учреждения |
Хорошая коммуникативная связь, расширение связи, ассортимента, новизны |
+ |
|
|
Население города |
Общение, связи, обмен технологиями |
+ |
|
|
Основные возможности администрации города, муниципальным учреждениями, бизнесу и жителям города, по мнению участников, создают такие тренды, как: «Научно-технический прогресс», «Образование»и «Виртуальность». Тренд «Демография» создает, по мнению участников, возможность только для одного субъекта «Администрации городского поселения» и связана с экономией бюджетных средств.
Отнесение участниками возможностей ко всем горизонтам планирования позволяет сделать вывод об ожидании общественностью стратегического подхода к развитию города и осуществлению администрацией города практических шагов по развитию города уже в ближайшее время, а выделение группой субъектов влияния, показывает готовность активного включения участников в данный процесс.
Для обсуждения управленческих инструментов нейтрализации угроз в ходе форсайта применялись термины «Политика», «Формат», «Технология».
Под политикой в целях форсайта понимается регламентированный способ социального взаимодействия, основанный на нормах права и выраженный в принятии различных нормативных правовых, распорядительных и регламентирующих документов.
Под форматом в целях форсайта понимается устойчивый, сложившийся исторически, традиционный, но не регулируемый нормами права способ социального взаимодействия, основанный на общественно-культурных ценностях, обычаях, традициях.
Под технологией в целях форсайта понимается отделимый от субъектов способ осуществления изменений, основанный на достижениях науки и техники.
Участниками определены инструменты нейтрализации угроз (таблица 4).
Таблица 4. Инструменты нейтрализации угроз
Политики |
Горизонт управления |
Форматы |
Горизонт управления |
Технологии |
Горизонт управления |
Малоподвижный образ жизни, снижение здоровья, одиночество (субъект - население) |
|||||
Постановление Правительства края о развитии здорового образа жизни. |
1-3
|
Создание дворовых команд игры в футбол и лапту |
1-3
|
Создание единого городского портала |
1-3 |
Строительство спортивных объектов (бассейн, детские спортивные площадки, воркауты). |
1-3 |
Курсы «Общественный тренер» для внештатных сотрудников, инициативных граждан) |
1-3 |
||
Организация создания граффити с социальной рекламой (не кури, не ей, занимайся спортом). |
1-3 |
Работа клубов по общественным интересам (объединение по интересам, по ЗОЖ, волонтерская деятельность самодеятельное творчество) |
1-3 |
Обучение проектной деятельности (гранты) |
1-3 |
Муниципальная программа по созданию детских площадок и уличных тренажеров, комфортных придомовых зон отдыха. |
1-3 |
||||
Распоряжение района о проведении досуговых мероприятий, привлечение разновозрастных групп населения. |
1-3 |
Организация палаточного семейного лагеря или «семейной поляны» |
1-3
|
Проведение мастер-классов, обмен информацией |
1-3 |
Положение (постановление) Администрации района об организации культурно-массовых и спортивных мероприятий. |
1-3 |
||||
Приказы работодателей об обязательной сдаче нормативов ГТО всеми работниками с учетом медицинских показаний. |
1-3 |
Организация свободных зон wi-fi |
1-3 |
||
Флэш-мобы и зарядка на городских площадях |
1-3 |
||||
Сокращение рабочих мест (субъект - население) |
|||||
Распоряжение Администрации района по обучению бизнесу для поиска новых возможностей заработка
|
1-3 |
- |
- |
Создание технологий изготовления уникального конкурентоспособного продукта |
4-6 |
Постановление Администрации района о создании центра взаимодействия предпринимателей по гарантированному устройству и обмену кадрами. |
4-6 |
Обучение технологиям стратегического планирования |
4-6 |
||
Распоряжение Правительства края о гарантиях высвобождаемым работникам (обеспечение другой работой либо социальные гарантии на определенный период, обеспечение материальной помощью) |
4-6 |
Технологии улучшения качества продуктов (эксперименты, исследования) |
7-9 |
||
Распоряжение Администрации края о строительстве инфраструктуры, мостов, дорог, соц. объектов |
7-9 |
Поиск работы через Интернет. Создание городской цифровой площадки для поиска работы и работников |
4-6 |
Для эффективной реализации инструментов нейтрализации угрозы участники определяют все периоды. В краткосрочный период ими предлагается создание Распоряжения Администрации района по организации обучения жителей бизнесу для поиска новых возможностей заработка. В среднесрочной перспективе группа видит создание нормативных актов, защищающих высвобождаемых работников и гарантирующих им помощь в поиске новой работы и материальную поддержку на данный период.
В долгосрочной перспективе группе хотелось бы видеть строительство социальных объектов.
Таким образом, решения по нейтрализации выявленных ключевых угроз в основном требуют немедленных действий. Так как в большинстве своем лежат в краткосрочной перспективе.
Для обсуждения управленческих инструментов развития возможностей в ходе форсайта применялись термин